вторник, 24 мая 2022 г.

 


«Саракха – благая стрела»

1925 г.

Холст, темпера. 73,6×117

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, Москва, Россия

 

 

 «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках.

Н.К. Рерих «Алтай – Гималаи», М. 1999, стр. 99

1  

Сараха – великий брамин, развивший учение махаяны и тайной Тантры, предшественник Нагарджуны

Н.К. Рерих Алтай – Гималаи, М. 1999, стр. 490

1  

…воля есть претворенная, заостренная психическая энергия. В древности символом воли была стрела. Теперь много говорят о развитии воли и предлагают искусственные методы, чтобы усвоить волю, но она должна быть развиваема ярой деятельностью…

Учение Живой Этики. Надземное, п. 729

1  

…стрела на верном полете стремится к единой цели. Сопоставляйте стрелу с мыслью человеческой. Дрожащая рука не направит яро стрелу, так же колеблющаяся мысль не достигнет цели…

Учение Живой Этики. Надземное,  п.733

1  

Сараха (санскр. – «Лучник», также Саракха, Сароруха или Сароджа,  Сарахаста, 7 – 9 вв.) – выдающийся  буддийский подвижник, учитель Нагарджуны. На тибетских танках (священный рисунок на ткани)  изображается в виде старца-аскета, держащего в руке стрелу.

Сараху почитают в числе 84 маха-сиддхи, -  святых мудрецов, достигших духовного совершенства. Его называют также ади-сиддха (главный, первый), «Высший сиддха новых тантр».

Его жизнеописания содержат противоречивые и даже взаимоисключающие сведения.

Сараха родился в восточной Индии в семье брамина, поэтому его называют также Великим Брамином. Точная дата рождения неизвестна (в некоторых источниках утверждается, что он родился спустя 200 лет после ухода Будды Шакьямуни, т.е. в 3 в до н.э.).  Был приближенным царя Махапалы (?), получил буддийское образование в университете Наланда. Оставил множество трактатов, наставлений, поэм, семь из которых включены в Тибетский канон. Особенно известны его духовные песни «доха» и «карья гита».

Деятельность Сарахи протекала в период кризиса и ослабления влияния буддизма в Индии. В своем духовном наследии он призывал отказаться от чрезмерного увлечения медитациями, ритуалом, умственными спекуляциями; критиковал устоявшиеся догмы буддизма, индуизма, джайнизма. Основой духовного совершенствования считал сострадание и постижение своей внутренней природы.

В легендах и преданиях  Сараха связан с дакинями – сокровенными образами женского начала в буддизме. Его называют сыном дакини. Первые духовные достижения он получил от дакинь в облике «четырех браминских дев».  И прозвище «лучник» (изготовитель стрел) он приобрел  благодаря своей супруге – дакини, воплотившейся в дочери кузнеца из нишей касты. Согласно одной из легенд он имел видение, что встретит своего Учителя на базаре. Спустя некоторое время он действительно увидел на базаре девушку, которая делала стрелы столь безупречно и столь совершенны были ее движения, что Сараха понял, что она и есть его Учитель. Эта девушка стала его супругой и верной спутницей в странствиях.

Известный российский буддолог проф. Е. Торчинов в «Введении в буддологию» упоминает, что среди лам Бурятии еще 20-30 лет назад существовало предание, что Сараха в 20-е годы ХХ в. посетил один из бурятских монастырей.

1  

«Львы Будды — Жизнеописания восьмидесяти четырех сиддхов»

/в изложении/ 

Сараха, сын дакини, родился в семье брамина в городе Роли, в Раджни, на востоке Индии. Получив классическое образование, он обратился к учению Будды, и, прослушав многих учителей, пришел к тантре. Днем он практиковал индуизм, по ночам занимался буддизмом.

Противники буддизма, брамины обвинили Сараху в пьянстве,   отправились к царю Ратнапале и сказали ему: «Ты царь здесь. Разве пристало тебе поощрять религию со столь дурной репутацией, как буддизм? И к тому же, пусть «лучник» Сараха даже занимает высокое положение, все равно он запятнал себя пьянством и должен быть изгнан».

Царь совсем не хотел изгонять человека, под управлением которого находились пятьдесят тысяч мелких хозяйств. Он направился к Сарахе и сказал ему: «Ты - брахман, тебе вовсе не пристало пить вино». «Я и не пью, - ответил Сараха. - Собери сюда всех этих брахманов, и я поклянусь тебе». Когда все собрались, Сараха сказал: «Если я пил, пусть моя рука сгорит. Если же нет, пусть она останется целой». Он положил руку в кипящее масло, и она не сгорела. «Видите, он не пьет»,- сказал царь. «Пьет, пьет!» - настаивали брахманы. Сараха повторил клятву и выпил расплавленную медь. «Нет, он пьяница»,- твердили брахманы. Тогда Сараха сказал: «Давайте так: кто пойдет по воде и утонет, тот пьет, а кто не утонет, тот не пьет». И они с еще одним брахманом вошли в воду, и тот начал тонуть, а Сараха - нет, и все согласились, что Сараха - трезвенник. Потом Сараху стали взвешивать. «Кто тяжелый, тот не пьет»,- сказал он. Брахманы положили на весы три стальные гири в вес человека каждая, и все равно Сараха перевесил. Он был тяжелее даже шести гирь. Наконец царь сказал: «Если даже кто-либо пьет и обладает такой энергией, пусть пьет».

Царь и брахманы поклонились Сарахе и попросили у него наставления. Сараха согласился и пропел три цикла песен «Доха». После этого брахманы отказались от своих взглядов и стали буддистами, а царь и окружавшие его обрели сиддхи. 

Однажды Сараха попросил приготовить ему что-нибудь из редиса. Жена полила редис сметаной и подала ему, но он сидел в медитации, и она не стала его беспокоить. Сараха пробыл в медитации двенадцать лет. Наконец, очнувшись, он спросил: «А где же редис?» Жена ответила: «Как я могла сохранить его? Сейчас весна, овощи еще не выросли». Сараха, помолчав, сказал: «Я отправляюсь в горы». «Одинокое тело не дает уединения, - ответила женщина, - лучшее уединение - в уме, когда он далек от идей и концепций. Ты медитировал двенадцать лет, и мысль о редисе оставалась в тебе. Что хорошего ты найдешь в своих горах?» «Это правда», - подумал Сараха. С этого времени он старался растворить концепции и привычные мысли в естественном свете ума.

Сараха обрел сиддхи Махамудры и оправдал надежды всех живых существ. Достигнув совершенства Сараха вместе с супругой ушли в Высший Свет, минуя обычные переходные состояния.

http://0.megalib.ru/megadata/siddhi/1.html 

Комментариев нет:

Отправить комментарий