«И мы открываем врата» (1922 год ) — Николай Рерих
"Серия "Санкта" была написана в 1922 году во время пребывания художника в Америке. В переводе "Санкта" означает "Святые", но сам Николай Константинович предпочитал слово "Подвижники". В серию вошли картины "И мы открываем врата", "И мы продолжаем лов", "И мы трудимся", "И мы не боимся", "И мы видим", "Сам вышел", "Святой Сергий". В этих полотнах Рерих воссоздает близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Художник показывает нравственную силу русского монашества, его самоотверженный подвиг. Интересный факт: ни в одном из европейских языков не существует аналога слову "подвиг".
На картине "И мы открываем врата" мы видим монаха, открывающего арочные ворота, за которыми - дорога, ведущая к древнерусскому монастырю. Через открытые врата виднеются волнистые холмы, извилистая река - пейзаж, столь характерный для северной русской природы. На одном из холмов стоит часовня. Так же как и в "Цветах Мории" открытые врата и пейзаж означают духовное пробуждение и предстоящий путь. "Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света", - писал Николай Константинович."
"Картина «И мы открываем врата». Здесь Николай Рерих обращается к теме «духовной открытости», к которой призывал святой Сергий Радонежский.
Мы видим монаха, открывающего арочные ворота, за которыми — дорога, ведущая к древнерусскому монастырю. Через открытые врата виднеются волнистые холмы, извилистая река — пейзаж, столь характерный для северной русской природы. На одном из холмов стоит часовня. «Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытымвратам Света», — писал художник.
Врата делят картину на два композиционных и смысловых плана. Очерчивая грань между земным миром и божественным, художник дает возможность зрителю почувствовать сам момент прохождения через «святые врата» в мир духа. Преподобный Сергий Радонежский на протяжении многих веков ассоциируется с такими понятиями, как «свет» и «светоч».
Картина напоминает нам о необходимости быть открытыми тому, другому миру. Стены монастыря окрашены сумеречным светом заката. Мы видим проблески света, появляющиеся из глубины пространства монастыря, которые по мере приближения к зрителю становятся ярче.
Эти маленькие огоньки света — пламя свечей, горящих в руках монахов. Но это лишь внешний пласт понимания картины.
Глубинный смысл заключается в жертвенном пути монахов, оставивших спокойную жизнь монастырей и вышедших в этот сумрачный мир, чтобы в самоотверженном служении принести ему свет знания. Свечи в их руках символизируют этот свет. Всем известно, что в России Преподобный Сергий Радонежский на протяжении многих веков ассоциируется с такими понятиями, как «свет» и «светоч».
https://ru.opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-i-my-otkryvaem-vrata-nikolaj-rerix/
Комментариев нет:
Отправить комментарий