Святослав Рерих "Карма Джордже" |
"Аскет, носящий имя «Путь Молнии», путешествовал по Индии и Тибету и на несколько дней останавливался в имении Рерихов в Кулу. Этот отшельник производил неизгладимое впечатление своей мудростью и знаниями, почитался местными людьми как воплощение великого учителя Миларепы, с именем которого в традиции тибетского буддизма связывается образ идеальных отношений «Учитель — ученик».
В одном из писем Святослава Рериха к Кэтрин Кэмпбелл мы находим первое упоминание о появлении Карма-Дордже в Кулу: «Я собираюсь послать тебе фотографии прекрасного молодого ламы, который, несомненно, относится к старинному типу аскетов. Сейчас он живёт вместе с нашим ламой, и у него было несколько замечательных видений. Такая радость видеть настоящего нищенствующего монаха. Они всё ещё существуют, но очень редки»1.
О нём неоднократно упоминала в своих письмах и Елена Ивановна Рерих: «В 1933 году нас посетил тибетский лама Карма-Дордже, в беседе с ним на духовные темы он рассказал нам между прочим о своём посещении знаменитого отшельника Кшетрапа в пещере, находящейся в окрестностях местечка Шасрегтог Восточного Тибета. (...) Сидя у себя в пещере, он мог вызывать неопаляющий огонь, дуя вокруг себя, причём огонь сначала стелился по земле и затем сосредоточивался на сухом дереве, стоявшем в глубине пещеры. Лама Карма-Дордже сам трогал этот огонь руками и не получил никаких ожогов, но ощущал лишь приятную теплоту. (...)
Конечно, посетивший нас лама является исключением среди так называемых садху. После краткого пребывания у нас лама однажды утром пришёл попрощаться, говоря, что должен спешить, ибо Учитель его, живущий в горах Тибета около священной горы Кайласа, зовёт его, он слышал его зов. Через полгода он снова вернулся в наши края и сообщил, что Учитель его умер, но он не успел дойти вовремя. Теперь он удалился в полное затворничество на десять лет, по истечении этого срока он выйдет учить. (...) Много замечательных видений было у него во время его пребывания у нас. Сын мой написал его портрет, прилагаю Вам фотографию с этой картины. Кто знаком с типом тибетских лам, должен будет признать, что лицо его необычно»2.
Как ни удивительно, но явление святого странника было предано широкой огласке, когда в ноябре 1934 года фотография с его портретом была опубликована на обложке харбинского журнала «Рубеж» с подписью «Тибетский лама в гостях у академика Н.К. Рериха»3.
Особое место в творчестве Святослава Николаевича Рериха занимают портреты «Карма-Дордже» (1934, 1974 гг.). В конце 1933 года художником создан первый вариант картины с изображением гималайского отшельника в пурпурном одеянии. Он запечатлён непоколебимо стоящим на фоне горного пейзажа, посреди безбрежного пространства озера, подёрнутого предрассветной утренней дымкой. Вдохновенное лицо странствующего йога с проникновенным добрым взором обращено к солнцу, он несёт в мир весть от снежных вершин, возвышающихся за его спиной. Длинные волосы, связанные в пучок, — характерная черта изображений буддийских йогинов. Левая рука сокрыта под накидкой, в правой он будто держит невидимый скипетр-дордже, пальцы сомкнуты в жесте мудры «vajrahumkara». Предельная ясность образа достигнута иконоподобной фронтальной композицией портрета.
«Такие люди, как он, сейчас редкость. В Тибете их не более двух или трёх. ...Этот человек действительно живёт согласно своему учению»4, — писал о нём художник.
В течение нескольких лет Святослав Рерих создал ещё две картины: «Карма-Дордже» (1934 г., ЛНХМ5) и «Подвиг» («Достижение») (1938 г., МРН6).
В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке сохранился один из эскизов к картине 1934 года из рижского собрания (см. на обложке), который существенно отличается от законченного произведения цветовой гаммой и некоторыми деталями композиции. И спустя сорок лет, в силу неизвестных нам причин, художник вернулся к его образу вновь, повторив свой шедевр 1934 года в новой технике, но при точном соблюдении пропорций (1974 г., ГМВ7).
1 ...Действовать во имя добра — наш священный долг: Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 1. М., 2013. С. 166 – 167 (21.12.1933).
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 65 – 66 (22.02.1936).
3 Рубеж. № 48 (355). Харбин. 10 ноября 1934 г.
4 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. М., 2004. С. 198 (20.08.1936).
5 ЛНХМ — Латвийский национальный художественный музей, г. Рига.
6 МРН — Музей Н. Рериха, г. Нью-Йорк.
7 ГМВ — Государственный музей Востока, г. Москва.
Владимир НИКИШИН, г. Москва
https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/45556
С.Н.Рерих. Карма Дордже 1974. Холст, темпера, масло. 121,4x91 см |
Святослав Рерих "Карма Дордже" |
К началу 1930-х гг. успехи С.Н.Рериха в портретном жанре были отмечены наградами
на выставках в Венеции (1930) и в Нью-Йорке (1932). Критики отмечали,
что портреты кисти С.Н.Рериха не только исполнены с максимальным сходством,
но и то, что они фокусируют внимание зрителя на внутреннем мире человека,
переданном через отдельные знаковые детали, через сочетание цветов, композицию
и очень часто – через фон.
Невозможно переоценить роль пейзажного фона в портретах, созданных С.Н.Рерихом.
Состояние природы становится зримым отражением мыслей, чувств и стремлений человека;
человек и природа образуют единое целое – и в этом проявляется один из важнейших
принципов восточной философии и искусства: принцип внутреннего единства
всего сущего. Иллюстрацией такого синтеза служит портрет «Карма Дордже»,
время создания которого совпало со временем изучения С.Н.Рерихом учения
о Срединном Пути [1, с. 130].
Карма Дордже – высокий тибетский лама, неоднократно посещавший семью
Рерихов в Кулу. Вот что писал о нем С.Н.Рерих 28 мая 1936 г.: «Лама, которого
считают воплощением этого святого [Миларепы. – А.Б.], дважды приходил
повидаться с нами и сейчас удалился в уединение на 10 лет. <…>
Я должен честно сказать, что он единственный истинный святой человек,
которого мы видели, ибо он применяет свое Учение, как это делалось во времена Миларепы,
чьим последователем он является» [2, с. 186–187].
Двумя годами ранее художник создал картину «Карма Дордже» (1934, в собрании Г.Р.Рудзите,
Латвия), в которой изобразил ламу медитирующим перед ликом Гималаев.
На портрете «Карма Дордже» (1934) Святослав Рерих изображает этого выдающегося
подвижника на фоне неприступных гор, передавая его стремление к высотам духа
через образ Гималаев, блистающих вечными снегами.
В основе медитативных практик тибетского буддизма лежит трансформация
чувств и страстей в чистую энергию Просветления.
Эту философскую идею С.Н.Рерих передает через колорит портрета: темно-малиновые
одежды высокого ламы и кристальная ясность снегов Гималаев – теплое и холодное,
темное и светлое становятся символами преобразования человеческого в высшее,
в чистую духовность. Взгляд Карма Дордже светел и отрешен, его пальцы сложены
в священном жесте – и кажется, что от этой картины веет колоссальной силой духовного
очищения.
В 1974 г. художник исполнил вариант этой картины [кат. № 3.2.46/44].
А.Л.Баркова Примечания: 1. Письмо С.Н.Рериха Ф.Грант от 11 мая 1935 г. // Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. М.:
МЦР, Мастер-Банк, 2004.
2. Письмо С.Н.Рериха М.Лихтману от 28 мая 1936 г. // Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. М.:
МЦР, Мастер-Банк, 2004.
| |
Джуал Кул – Брат Белого Братства. «Во время Блаватской один лишь индус по имени Джуал Кул, или, как она называла его иногда, «лишённый наследства», был принят в ученики Махатмой К.Х. и даже находился при Махатме К.Х. и часто сопутствовал Ему в Его разъездах». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий