КРИТИЦИЗМ
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»
СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПАВЕЛ,ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ [04:25-32]
Одним из главных недостатков учеников является сегодня излишне пристальное внимание к недостаткам, ошибкам и активности других учеников и слишком малое внимание к тому, как они сами исполняют закон любви, собственную дхарму и работу. Второй недостаток (особенно действующих и принятых учеников мира в настоящее время) — это некорректная речь, допускающая двусмысленности и мотивируемая критицизмом или индивидуальным желанием блистать. В прежние времена неофит принуждался к длительному молчанию. Речь воспрещалась ему. Так пресекалось физическое произнесение неправильных слов и идей, основанных на неполном знании. Сегодня тот же урок внимания к личному совершенствованию и к личной работе неофит должен усвоить посредством внутреннего безмолвия, в которое погружается ученик, чтобы заниматься собственными делом и задачей, предоставляя другим делать то же самое, проходя уроки собственного опыта. Правильная деятельность сегодня в огромной степени тормозится словесными дискуссиями между учениками с потерей массы времени на обсуждение дел и работы других учеников. Как никогда прежде, человечество в целом нуждается сейчас в молчании; ему нужны время для размышления и возможность ощутить универсальный ритм. Чтобы как следует делать своё дело и правильно сотрудничать с Планом, современные ученики нуждаются в том внутреннем вдумчивом спокойствии, которое никоим образом не отрицает интенсивной внешней деятельности, но не допускает словесной критики, возбужденных дискуссий и постоянной озабоченности дхармой, мотивами и методами своих товарищей-учеников.
«ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ТОМ II» [15-0044]
Помните, что каждый стремящийся — это фокус энергии, и на своем месте он должен быть сознательным фокусом. Посреди шторма и вихря он должен сделать ощутимым свое присутствие. Здесь работает Закон действия и противодействия, и часто Великие (предвидя необходимость именно в таких точках внутреннего контакта в периоды мирового волнения, подобные нынешнему) собирают в определенных местностях тех, кто стремится к служению, чтобы они способствовали достижению равновесия и продвигали общий План, в то же время сами усваивая многие необходимые уроки.
Усилие со стороны стремящихся должно заключаться не в сопротивлении давлению и отражении его, не в том, чтобы драться и защищаться. Подобный метод центрирует внимание на «не-Я», увеличивая хаос. Усилие должно заключаться в стремлении добиться контакта с высшим «Я», сохраняя этот контакт стабильным и устойчивым, и пребывать в таком выровненном состоянии, чтобы сила и могущество души могли изливаться на низшую троичную природу и через нее. Это излияние приведет к ровному излучению, которое будет воздействовать на окружение в точном соответствии с достигнутой мерой внутреннего контакта и в прямой зависимости от чистоты канала между физическим мозгом и каузальным телом. Стремящиеся должны также культивировать такое самоотречение, которое выражается в заботе о благе всех, с кем они соприкасаются. Самоотречение относится к низшему «я». Умение сосредоточиться внутри себя и самоотречение должны идти рука об руку.
«ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ» [04-0322]
Третье требование — отсутствие критицизма. Что можно о нем сказать? Почему оно считается столь существенным? Потому что критицизм (анализ и вытекающее из него обособление) — это характерная черта ментальных типов людей, а также всех координированных личностей. Потому что критицизм — это мощный рычаг для активизации ментальной и эмоциональной субстанции и, тем самым, сильного воздействия на мозговые клетки, которое выливается в слова. Потому что внезапный всплеск критической мысли способен гальванизировать и вызвать могучую координацию всей личности, но не ту, которая требуется, и, возможно, с катастрофическими последствиями. Потому что критицизм, будучи способностью низшего ума, может уязвлять и ранить, а никто не способен продвигаться по Пути, пока способен наносить раны и намеренно причинять боль. Потому что работе белой магии и воплощению иерархического замысла препятствуют разногласия, возникающие между неопытными работниками. Неотложность нынешней благоприятной возможности не оставляет времени для взаимного критицизма. Работники мешают друг другу и мешают работе.
В настоящее время мной движет чувство безотлагательности. Я призываю всех, читающих эти инструкции, забыть о своих симпатиях и антипатиях и не обращать внимания на личностные разногласия, которые неизбежно существуют у них, как и у всех, работающих на физическом плане как личности. Я призываю работников помнить, что мы живем в день благоприятной возможности и что у нее есть свой срок. Нынешняя благоприятная возможность не будет длиться вечно. Мелочность человеческих трений, неспособность понимать друг друга, мелкие проступки, уходящие своими корнями в личность и к тому же эфемерные, амбиции и иллюзии — все должно уйти. Если работники будут практиковать отстраненность, зная, что Закон действует и замыслы Бога должны прийти к конечному завершению, если они научатся никогда не критиковать ни мыслью, ни словом, то спасение мира будет происходить быстро и будет возвещен Новый Век Любви и Просветленности.
«ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ» [04-0560]
Прежде всего будем помнить, что ни один стремящийся, каким бы искренним и преданным он ни был, не свободен от ошибок. Будь он свободен от них, он был бы адептом. Все стремящиеся все еще эгоистичны, все еще склонны к гневу и раздражительности, все еще подвержены депрессии, а иногда даже способны испытывать чувство ненависти. Подчас гнев и ненависть могут вспыхивать по так называемым праведным поводам. Несправедливость со стороны других, жестокость к человеческим существам и животным, ненависть и порочность своих собратьев вызывают у них соответствующие реакции, принося им большие страдания и замедляя их развитие. Всегда помните одно. Если стремящийся возбуждает в своем товарище ненависть, если он вызывает в нем гнев и встречается с неприязнью и антагонизмом, то это потому, что сам он не вполне безобиден; в нем еще сохраняются семена беспокойства, потому что по закону природы мы получаем то, что даем, и вызываем реакции, соответствующие нашей активности и физической, и эмоциональной, и ментальной.
Есть определенные типы людей, не подпадающие под эту категорию. Если человек достиг стадии высокого посвящения, то дело обстоит по-другому. Идеи-зародыши, которые он пытается сообщить, работа, которую он уполномочен совершить, пионерское начинание, которое он старается продвинуть, могут вызвать — и часто вызывают — со стороны тех, кто не воспринимает красоту его мотива и правоту провозглашаемой им истины, ненависть и ярость, которые доставляют ему много тревог и за которые он не несет личной ответственности. Этот антагонизм исходит от реакционеров и фанатиков расы, и следует помнить, что он совершенно не относится к его личности, даже если и сфокусирован на нем как на представителе идеи.
«ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ» [04-0483]
Настоящий ученик обладает видением. Он стремится тесно соприкасаться со своей душой, чтобы, не теряя контакта, постараться сделать это видение реальностью; он намеревается добиваться того, что с мирской точки зрения кажется невозможным, зная, что осознанное нужно воплотить, не думая о целесообразности и без излишней адаптации к взглядам мирских практичных советчиков. Общественное мнение, советы тех, чье поведение определяется скорее Рыбами, чем Водолеем, тщательно и взвешенно обдумываются, и если становится ясно, что совет является разделяющим, направлен на нарушение гармонии, не основан на братской любви и понимании, он моментально отвергается. Где налицо постоянное критическое отношение к другим работникам в поле мирового служения, где обращают внимание только на ошибки и проявления эгоизма, приписывают неправильные мотивы и ожидают зла, туда настоящий стремящийся не позволяет себя втянуть, продолжая спокойно следовать своим путем.
«ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ» [04-0630]
Болезни и проблемы как результат направленного группового мышления
Очевидно, что первые и наиболее значительные трудности возникают из-за группового критического настроя, как высказываемого на словах, так и долго накапливающегося внутри. Критика может иметь много причин, но, как правило, основана на зависти, неудовлетворённой амбициозности или гордыне индивидуального ума. Любой член любой группы, особенно из ближайшего окружения лидера или лидеров, всегда готов взять на себя роль судьи. Он не чувствует ответственности за это, ибо не представляет себе всей полноты проблем, а потому критикует не задумываясь. Хочу напомнить, что критика — это смертельный яд. И он в любом случае неизбежно поразит критикующего и, облечённый в слова, ещё сильнее — критикуемого. Если тот, кто подвергается нападкам, действует с чистыми мотивами, искренней любовью и большой степенью отстранённости, его тонкие тела, вероятно, будут защищены, но физических последствий не избежать, и посылаемый яд отложится там, где локализована физическая слабость или ограничение.
Очень опасна и критика, не высказываемая вслух, ибо имеет мощную фокусировку и четкую, хотя и не индивидуальную, направленность. Она струится постоянным и неослабным потоком, посылаемая завистью, амбициозностью, гордостью за собственное понимание предполагаемой ситуации и убежденностью критикующего в том, что он в состоянии правильно разобраться и — если бы ему дали возможность — сделать всё именно так, как нужно. Если же критика получает словесное выражение, то подкрепляется благодаря присоединению к ней тех, кто с ней соглашается, и образовавшаяся в результате направленная групповая мысль способна вызвать разрушение физического тела и гибель лидера или лидеров. Для кого-то это может быть новая мысль, которая должна предостеречь многих в группах Нового Века от негативных мыслей и таким образом спасти их лидеров от ужасного воздействия их критики.
Я говорю сейчас не о ненависти, хотя и она, сознательная или несознаваемая, нередко имеет место, но лишь о «роли судьи», о праздных критических пересудах, без которых не могут, кажется, обойтись рядовые члены групп. Эти пересуды подобны дыханию самой смерти и своим аккумулированным ядом и болью способны убить не только лидера, но и всю групповую жизнь, сведя на нет те усилия, которые, при дружном взаимодействии и достаточном времени, могли бы оказаться конструктивным подспорьем в работе Иерархии.
Со всех сторон и в любой группе льются на её лидера направленная критика, ядовитые мысли, искажение его идей, разрушительные досужие сплетни, обвинения в порочных мотивах, невысказанная зависть и ненависть, неудовлетворённые амбиции членов группы, их раздражение, несбывшиеся желания выделиться, получить признание лидера или лидеров или увидеть на месте нынешнего руководителя самого себя или кого-то ещё и множество других форм эгоизма и ментальной гордыни. И всё это сказывается на физическом, а часто и эмоциональном теле лидера или лидеров. Потому ответственность членов группы велика — ответственность, которую они редко признают или принимают. Им трудно предвидеть жестокие последствия, когда одно лицо является мишенью для групповой критики и когда направленная мысль многих фокусируется на одном или двух человеках.
Чем выше развитие руководителя группы, тем сильнее страдание и боль. Представители Первого Луча, от природы владеющие «техникой самоизоляции», страдают меньше других, так как способны отсекать и отклонять направленные силовые потоки и даже — если не являются глубоко духовными людьми — могут обратить их на их же создателей, испортив им жизнь. Представители Второго Луча не поступают, да и не могут так поступать. По самой природе своей это — «абсорбенты», магнетически притягивающие из окружения всё, что к ним тянется. Вот почему Христос поплатился жизнью. Он был убит не только Своими врагами, но и Своими так называемыми друзьями...
«ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ТОМ II» [15-0617]
Братское сослужение может начинаться, где оставлено взаимное осуждение. Обсуждение не есть осуждение. Могут быть братские действия, не понятные немедленно. Можно осведомиться о причинах, но нельзя по неведению произносить осуждение, которое подобно ножу острому. Братья настолько уважают друг друга, что не заподозрят недостойное действие со стороны брата. Они поймут любое положение и помыслят, как подать помощь. В таком сотрудничестве не будет ни малейшего принуждения.
Но взаимное понимание рождается не мгновенно: требуется известный срок, чтобы сгармонизировать центры. Потому в древности полагали известное время как испытание для вновь приходящих. Они могли в течение этого срока покинуть Братство без тяжких последствий. Срок мог быть от трех до семи лет, но потом предательство уже повлекло бы самые тяжкие последствия. Не нужно рассматривать их как жестокость, ибо убежавший во время грозы может быть убит молнией. Сама быстрота его бегства лишь усилит опасность.
Но не опасностью и не страхом, а радостью держится Братство. В гармонии растут надземные чувствования. Кто однажды испытал эти возносящие чувствования, тот уже знает Магнит Братства.
«БРАТСТВО» [13-0436]
Другим фактором, создающим групповое единство и синхронную точность в работе, является полная свобода Ашрама от всякого духа критицизма. Среди его состава отсутствует тенденция быть критичным и какой бы то ни было интерес к внешней, личностной жизни членов Ашрама, когда они находятся среди тех, кто функционирует в трех мирах. Критицизм, наблюдаемый среди людей, есть просто способ акцентирования низшего “я”; он вынуждает акцентировать материальные аспекты жизни личности. Членам Ашрама присуще ясное видение. Они знают способности и ограничения друг друга, а поэтому знают и то, в чем они могут дополнять друг друга, совместно создавая и представляя собой совершенную команду, выполняющую мировое служение <..>
Если бы вы устранили критицизм, сущностное единство укрепилось бы. Одной из причин моей полной откровенности и так называемого разоблачения вашей индивидуальной слабости и ограниченности перед группой была тренировка вас в свете чистого восприятия, знания причины и ясного видения конечных целей. Там, где есть истинное восприятие, критицизм автоматически устраняется. Современные группы (а группы составляют большую часть каждой области мышления и активности) обычно составлены из людей, объединенных некоторой базовой идеей, с которой все они согласны. Они пытаются выразить ее через посредство своих противоречивых личностей, разрабатывая и применяя методы, которые они полагают существенными для успеха. Чаще всего это происходит при подчинении какому-то лидеру или личности более мощной ментальности, чем у большинства. Поэтому имеется мало истинного единства, а то, что демонстрируется, часто основано на уловках хороших манер.
[06-0105]
Еще один урок, на самом деле вырастающий из предыдущих, это избегание духа критицизма, так как критицизм приводит к появлению барьеров и потере времени. Учитесь отделять дух критицизма от способности анализировать и практически применять этот анализ. Учитесь анализировать жизнь, обстоятельства и людей с точки зрения работы, а не с вашей личностной точки зрения. Проводите анализ с позиции Ашрама, а не администратора или школьного учителя на физическом плане.
«УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ Т.II» [06-0705]
Воля-к-любви означает любовь большего Целого и способность делать то, что необходимо для блага группы, правильным образом и с должным мастерством в действии. Она включает способность действовать твердо там, где это нужно, поскольку ученик дальновиден и не вводится в заблуждение ближайшей перспективой, работая для будущего и подготавливая его. Другими словами, она — любящее намерение воспламенить весь мир новой идеей “духа взаимоотношений”, начиная с самого ученика, с его семьи и с его ближайшей группы, то есть непосредственного окружения. Это воля-к-огню. Было бы очень полезно глубоко поразмыслить над этими идеями. Чтобы осуществлять и эффективно проводить данную огненную стимуляцию, ученик должен применить огонь в отношении самого себя и в возникающем вслед за этим пламени увидеть себя таким, каков он есть на самом деле. Огонь материального аспекта (огонь личности) все еще является слишком доминирующим и могущественным в жизни стремящихся. Он делает их все еще способными причинять вред. Хотел бы напомнить вам, что огонь ментального плана (то есть ума) есть отражение (и искаженное отражение) огня духа. Некоторые ученики используют только огонь ума; в своих наивысших и наилучших моментах они пытаются использовать огонь любви, чтобы обуздать огни критического ума, но даже в самом лучшем случае это не спонтанное излияние любви, а старательное усилие быть хорошим, удерживаться (путем жесткой самодисциплины) от выражения критических мыслей своего ума или действовать, основываясь на мнениях, которые они сформировали, используя огонь ума. Этот огонь всегда направляется на собрата, и усилие отказаться от его использования неизбежно создает разрыв или барьер. Среди большинства стремящихся нет истинной любви в действии, а есть лишь большое личностное усилие быть некритичным. Они сосредоточены на бесспорно признаваемой ими необходимости быть некритичными, поскольку быть таковыми правильно и достижение такого состояния влечет за собой награду; однако они не сосредоточены на том, какое воздействие оказывается на других, когда не сдерживается огонь ума с его разрушающими, сжигающими и повреждающими последствиями.
Поэтому Учителя озабочены “сожжением ученика в огне воли-к-любви так, чтобы он мог освободиться, а барьеры, препятствующие притоку аватарической силы, могли быть ликвидированы”. Почему это так важно? Потому что именно ученики в мире, а не массы людей, препятствуют Приходу Аватара и делают безрезультатным Его намерение.
[05-0720]
Второе правило управляет телепатическими связями и состоит в том, что все ученики должны тщательно избегать всевозможных “кризисов критицизма”, если хотят установить необходимый ритм. В любой группе учеников есть те, кто не ставит “главное на первое место”; они считают, что есть множество дел и людей, которые для них важнее их долга и духовной ответственности; это естественно дает их товарищам-ученикам справедливое основание (видимо справедливое) для критики. Бывают случаи, когда критика, безусловно, есть просто констатация факта. Это означает, что критикующий ученик достиг той точки, где его суждение в такой степени основывается на любви, что не имеет личностного воздействия в его собственной жизни или в жизни его товарища-ученика. Оно есть просто любящее признание наличия ограничения, и становится неправильным лишь тогда, когда эти несомненные факты используются, чтобы необоснованно возбуждать критицизм и давать повод для обсуждения. Ученик, или стремящийся, который делает вопиющие ошибки и которому не удается осуществить необходимые изменения, сам создает барьер, который он должен будет со временем уничтожить путем устранения любых причин для критики. Такие барьеры препятствуют свободному телепатическому сообщению.
«УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ Т.I» [05-0725]
Урусвати знает, насколько губителен червь недовольства; от него увядание, усыхание и умирание. Неразумные скажут: «Как же осуждать недовольство, когда заповедана неудовлетворенность?» Отвечайте: «Неужели не умеете распознавать различие между недовольством и жаждою усовершенствования? Радость рождается от стремления к совершенствованию и скорбь от жалкого недовольства».
Многие погибали в пучине мучительного недовольства. Они пресекали свой путь земной и надземный. Деятель радуется тому, что он человек. Эта человечность учит его, что в любом состоянии он может приобщиться к великому движению. Он действует мысленно и уже тем может продвигаться на пути. Каждый самоотверженный путь не дает места недовольству. Каждая светлая неудовлетворенность уже будет некоторой победой.
Пусть каждый сознает, что надземный путь не может быть путем недовольства. Тернии превращаются в розы, когда путник полюбил прекрасную даль.
«ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ТОМ I» [14-0792]
Настоящий наставник должен быть правдивым и искренним со всеми ищущими. Его время (постольку, поскольку фактор времени ещё держит его на физическом плане) слишком дорого, чтобы расточать его на светскую вежливость или воздерживаться от критических замечаний, которые могли бы послужить благой цели. Он должен полностью полагаться на искренность тех, кого наставляет. Однако критицизм и указывание недостатков и ошибок не всегда полезны; они могут лишь усилить ответственность, вызвать антагонизм или недоверие, а то и подтолкнуть к депрессии — вот три самых нежелательных результата критики.
Стимулируя интерес, создавая субъективный синтез в группе, которую он наставляет, и разжигая пламя духовного устремления, он может привести группу к правильному различению своих совокупных качеств и потребностей, что и сделает обычный для наставника поиск недостатков ненужным.
«ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОМ ВЕКЕ» [12-0013]
Позиция невмешательства и отказ критиковать никоим образом не препятствует служению друг другу или конструктивным групповым отношениям. Она не отрицает выражение любви или удачное групповое сотрудничество. Во всех групповых отношениях всегда есть широкие возможности для практики безличности. В каждой группе обычно есть человек (возможно, таких несколько), который представляет собой проблему — как для себя, так и для собратьев по группе. Допустим, вы знаете, кто из ваших коллег по служению является испытанием для своих собратьев. Допустим, вы в состоянии ясно видеть, что именно является групповой слабостью и кто удерживает группу от более возвышенной деятельности. Это хорошо и на благо при том условии, что вы продолжаете любить, служить и воздерживаться от критики. Неверная же позиция заключается в том, чтобы упорно стремиться исправить вашего брата, упрекать его или пытаться навязывать ему вашу волю или точку зрения, хотя всегда вполне законно высказывать идеи и давать предложения. Группы учеников — это группы свободных и независимых душ, жертвующих своими личными интересами ради служения и добивающихся того внутреннего соединения, которое будет сплавлять группу в инструмент служения Человечеству и Иерархии. Продолжайте заниматься вашей собственной дисциплиной души и оставьте ваших собратьев заниматься своей.
«УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ Т.I» [05-0048]
Склонность к критике, сильной неприязни и ненависти, коренящимся в критицизме или комплексе превосходства, очень способствуют повышению кислотности, от которой страдают большинство людей. Столь многие испытывают комплекс неполноценности по отношению к себе, но чувствуют свое превосходство там, где затронуты их отношения с другими! Желудочные проблемы тесно связаны с аспектом желания физического тела, когда человек потакает всем своим пищевым желаниям, что приводит к приступам разлития желчи, которое встречается очень часто.
Я привожу эти примеры для того, чтобы показать действие преобладающих сегодня неправильных установок по отношению к жизни и к людям. Эти склонности характерны для нынешнего уровня развития рода человеческого и являются причиной перечисленных состояний.
Болезни, являющиеся следствием критицизма, ненависти и склонности судить друг друга (обыкновенно недоброжелательно), прокладывают себе путь от горлового центра к солнечному сплетению. Этой взаимосвязи между центрами никогда не уделялось должного внимания. Центры эфирного тела пропускают через себя различные виды энергии, передавая при этом большое количество нежелательной энергии, перетекающей из центров, расположенных под диафрагмой, в центры, находящиеся над ней.
«ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО» [17-0038]
Дух критицизма. Порождает больше состояний наваждения, чем любой другой фактор; и кто здесь скажет, что он неуязвим? Когда непричинение вреда и доброжелательность мысли и слова применяются на практике и автоматически становятся частью повседневного выражения жизни ученика, тогда наваждение приходит к концу. Мой брат, один этот фактор впускает в жизнь ученика — и в вашу, в частности — наваждения больше, чем вы можете осознавать. Следовательно, вам часто не удается видеть людей такими, какими они в действительности являются, поскольку вы смотрите на них через иллюзию, порожденную критикой в отношении их. То, что озвучивается в словах, становится мыслеформой, присоединенной к вызвавшему ее агенту, и тогда этот человек видится исключительно через вуаль данного наваждения. Из этого, опять же, следует, что слабости, которых ищут, всегда находятся, а реальное “я” оказывается скрытым от ваших глаз. Можете проверить точность этого утверждения за пару дней, тщательно записывая все темы своих разговоров в повседневном кругу. Что вы обсуждаете — реальность или временную неудачу в божественном выражении? Является ли ваша реакция на людей доброжелательной в целом, или же критической? Склонны ли вы видеть хорошее и игнорировать слабости и ошибки? Наличествует ли у вас острый интерес в отношении какого-либо неправильного действия или заблуждения, или же вы храните свое знание недостатков людей в тайне своего сердца, любя брата еще больше именно из-за его недостатков и отказываясь хвалить или критиковать его даже про себя? Я рекомендую эти вопросы вашему рассмотрению, а также всем в моей группе учеников. Здесь перед вами — столь многими из вас — находится обычная точка входа для наваждения, и пока она не запечатана, вы не будете свободны от личного наваждения.
«УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ Т.I» [05-0512]
На внешнем плане из-за действия в наш век и время обособляющего ума полное согласие относительно деталей, методов и понимания принципов невозможно. Но внутренние отношения и сотрудничество необходимо устанавливать и развивать, несмотря на внешние расхождения во мнениях. Если внутренняя связь поддерживается любовью и если ученики отказываются от притязаний на авторитет друг перед другом и ответственности за действия друг друга и в то же время стоят плечом к плечу, делая Единое Дело, тогда различия, расхождения и разногласия между ними автоматически преодолеваются. Ученикам в настоящее время важно следовать трём правилам.
Первое, старайтесь не допускать никаких трещин в ваших внутренних отношениях. Целостность внутреннего коллектива служителей должна оставаться нерушимой.
Второе, исполняйте собственный долг и задачу, несите собственную ответственность и предоставьте своим товарищам-ученикам делать то же, не подвергая их ударам ваших мыслей и критики. Существует множество способов и средств, и взгляды разнятся от личности к личности. Но принцип работы в том, чтобы любить всех и служить человечеству, питая в то же время более глубокую внутреннюю любовь к тем, с кем вам суждено работать. Каждая душа укрепляется на пути света благодаря своему служению, благодаря приобретаемому опыту, совершаемым ошибкам и получаемым урокам. Всё это, естественно, должно быть личным и индивидуальным. Но сама работа одна. Путь один. Любовь одна. Цель одна. Они-то и имеют значение.
Третье, в работе всегда мыслите, исходя из двух первых правил, честно исполняемых. Ваши точка зрения и сознание принадлежат вам и потому для вас правильны. Но то, что так ясно и так важно для вас, не обязательно имеет такую же ценность или значимость для ваших братьев. Важный для вас принцип другой ум, более сильный по сравнению с вашим, и более продвинутый ученик могут видеть как аспект большего принципа, как интерпретацию принципа, уместную и правильную в одно время, но в другое время и другим умом могущую быть истолкованной иначе. С позиций Закона Жертвы эти три правила можно интерпретировать так:
1. Откажитесь, принесите в жертву свою извечную тенденцию критиковать и исправлять работу других и этим поддержите внутреннюю целостность группы. Критицизм спутал больше планов служения и задержал больше работников, чем любой другой фактор.
2. Откажитесь, пожертвуйте чувством ответственности за действия других, особенно учеников. Старайтесь, чтобы ваша собственная активность отвечала их активности, и в радости борьбы на пути служения исчезнут различия и будет достигнуто общее благо.
3. Отбросьте гордыню ума, считающего свой путь и свои интерпретации правильными и истинными, а путь и интерпретации других — неправильными и ошибочными. Это путь обособления. Следуйте по пути интеграции, который является путём души, а не ума.
Это суровые правила, но ими руководствуются Наставники на внутренней стороне в Своих действиях и мыслях, работая друг с другом и с учениками. В силу естественных причин внутренняя целостность — неопровержимый факт для Них. Для ученика это не так. Но для внутренних Наставников внешние разногласия невозможны. Они предоставляют друг другу полную свободу в служении Плану. Они учат Своих учеников (независимо от их степени) свободно служить Плану, ибо свобода, ощущение радости и сила общей внутренней любви лучшее всего способствуют делу. Искренность — вот чего хотят Они. Готовность пожертвовать меньшим в ожидании большего — вот чего Они ищут. Спонтанный отказ от долго поддерживавшихся идеалов перед лицом идеала более великого и значимого, — вот Их ориентир. Принесение в жертву гордыни и личности при осознании грандиозности работы и неотложности действия объединяет Их в сотрудничестве.
«ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ТОМ II» [15-0107]
Непростое дело объяснить группе людей, которые все еще поляризованы в своих личностях, что их внимание все время приковано именно к личностному аспекту собратьев. Я подчеркиваю это. Устремляющиеся ученики гораздо больше сознают неудачи и личностные особенности других, нежели более продвинутые ученики в Ашраме. Продвинутый ученик может быть — и это так и есть — хорошо осведомлен о неудачах, ошибках и нежелательных качествах тех, с кем он связан, но его критический ум не является определяющим фактором, каковым он является у большинства менее развитых. Продвинутый ученик гораздо в большей степени обусловлен стремлением, усилием и твердым намерением, нежели личностной точкой зрения. Он определяет степень контроля души над низшим “я” в основном с точки зрения стабильности этого контроля, поэтому его подход к стремящемуся базируется именно на таком распознавании, а не на каком-либо анализе недостаточности развития стремящегося. Этот момент существенно важен, поскольку именно таким подходом руководствуются Учителя, когда Они набирают и тренируют группу для посвящения. Учитель занят не временными неудачами, а контролем души и намерением, а также привычностью отклика стремящегося на энергию души, когда эта энергия применяется. Имея в распоряжении стабильный контроль души, внимающую послушную личность, последовательное и терпеливое усилие в обоих направлениях — души и личности (и это пример призыва и отклика) — Учитель может начать тренировать группу.
С точки зрения физического плана данный процесс неизбежно медленный, но на внутренних планах — где временной фактор не является управляющим — это не имеет ни малейшего значения. Учитель мыслит в терминах циклов, а не в терминах индивидуальной жизни. Поскольку вы пока не можете так делать (разве что теоретически), это недоступно вашему пониманию. Например, опыт, неудачи и достижения учеников в моем Ашраме видятся мною в терминах циклов в одну тысячу лет. То, что вы делали в этой жизни — кроме того, что имеет исключительно важное значение — скорее всего мне совершенно неизвестно; если я сочту необходимым узнать детали, то могу это сделать, и я делаю так в тех случаях, когда результаты какой-либо деятельности откликаются в моем Ашраме или сказываются на большой части учеников.
Позвольте мне изложить это следующим образом: мелочная эгоистичность, глупое мелкое тщеславие и раздражительность, которые досаждают вам, недобрые слова, которые вы можете говорить о других или другим, а также сдерживание любви или же факт неправильного акцента в вашей повседневной жизни — не отмечаются мной или любым другим Учителем. Это дело вашей души; следствия всего этого воздействуют на вашу семью, друга или общественную группу и не являются Нашим делом. Тем не менее, вы отмечаете все эти вещи в других; они воздействуют на ваши суждения, вызывая симпатию или неприязнь, похвалу или обвинение, неизбежно возводя вас — как индивидуума — в положение судьи. Ни один Учитель не занимает такой позиции. Когда Христос сказал: “Не судите и не судимы будете”, Он указал на состояние ума, в котором понимание контролирует ситуацию до такой степени, что стремящийся больше не восхваляет и не обвиняет; в силу такого общего отношения к людям в рамках своего ментального подхода, он волен стать полноправным членом Ашрама.
«УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ Т.II» [06-0334]
http://trita.net/books-alice-bailey/table
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»
СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПАВЕЛ,ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ [04:25-32]
Одним из главных недостатков учеников является сегодня излишне пристальное внимание к недостаткам, ошибкам и активности других учеников и слишком малое внимание к тому, как они сами исполняют закон любви, собственную дхарму и работу. Второй недостаток (особенно действующих и принятых учеников мира в настоящее время) — это некорректная речь, допускающая двусмысленности и мотивируемая критицизмом или индивидуальным желанием блистать. В прежние времена неофит принуждался к длительному молчанию. Речь воспрещалась ему. Так пресекалось физическое произнесение неправильных слов и идей, основанных на неполном знании. Сегодня тот же урок внимания к личному совершенствованию и к личной работе неофит должен усвоить посредством внутреннего безмолвия, в которое погружается ученик, чтобы заниматься собственными делом и задачей, предоставляя другим делать то же самое, проходя уроки собственного опыта. Правильная деятельность сегодня в огромной степени тормозится словесными дискуссиями между учениками с потерей массы времени на обсуждение дел и работы других учеников. Как никогда прежде, человечество в целом нуждается сейчас в молчании; ему нужны время для размышления и возможность ощутить универсальный ритм. Чтобы как следует делать своё дело и правильно сотрудничать с Планом, современные ученики нуждаются в том внутреннем вдумчивом спокойствии, которое никоим образом не отрицает интенсивной внешней деятельности, но не допускает словесной критики, возбужденных дискуссий и постоянной озабоченности дхармой, мотивами и методами своих товарищей-учеников.
«ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ТОМ II» [15-0044]
Помните, что каждый стремящийся — это фокус энергии, и на своем месте он должен быть сознательным фокусом. Посреди шторма и вихря он должен сделать ощутимым свое присутствие. Здесь работает Закон действия и противодействия, и часто Великие (предвидя необходимость именно в таких точках внутреннего контакта в периоды мирового волнения, подобные нынешнему) собирают в определенных местностях тех, кто стремится к служению, чтобы они способствовали достижению равновесия и продвигали общий План, в то же время сами усваивая многие необходимые уроки.
Усилие со стороны стремящихся должно заключаться не в сопротивлении давлению и отражении его, не в том, чтобы драться и защищаться. Подобный метод центрирует внимание на «не-Я», увеличивая хаос. Усилие должно заключаться в стремлении добиться контакта с высшим «Я», сохраняя этот контакт стабильным и устойчивым, и пребывать в таком выровненном состоянии, чтобы сила и могущество души могли изливаться на низшую троичную природу и через нее. Это излияние приведет к ровному излучению, которое будет воздействовать на окружение в точном соответствии с достигнутой мерой внутреннего контакта и в прямой зависимости от чистоты канала между физическим мозгом и каузальным телом. Стремящиеся должны также культивировать такое самоотречение, которое выражается в заботе о благе всех, с кем они соприкасаются. Самоотречение относится к низшему «я». Умение сосредоточиться внутри себя и самоотречение должны идти рука об руку.
«ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ» [04-0322]
Третье требование — отсутствие критицизма. Что можно о нем сказать? Почему оно считается столь существенным? Потому что критицизм (анализ и вытекающее из него обособление) — это характерная черта ментальных типов людей, а также всех координированных личностей. Потому что критицизм — это мощный рычаг для активизации ментальной и эмоциональной субстанции и, тем самым, сильного воздействия на мозговые клетки, которое выливается в слова. Потому что внезапный всплеск критической мысли способен гальванизировать и вызвать могучую координацию всей личности, но не ту, которая требуется, и, возможно, с катастрофическими последствиями. Потому что критицизм, будучи способностью низшего ума, может уязвлять и ранить, а никто не способен продвигаться по Пути, пока способен наносить раны и намеренно причинять боль. Потому что работе белой магии и воплощению иерархического замысла препятствуют разногласия, возникающие между неопытными работниками. Неотложность нынешней благоприятной возможности не оставляет времени для взаимного критицизма. Работники мешают друг другу и мешают работе.
В настоящее время мной движет чувство безотлагательности. Я призываю всех, читающих эти инструкции, забыть о своих симпатиях и антипатиях и не обращать внимания на личностные разногласия, которые неизбежно существуют у них, как и у всех, работающих на физическом плане как личности. Я призываю работников помнить, что мы живем в день благоприятной возможности и что у нее есть свой срок. Нынешняя благоприятная возможность не будет длиться вечно. Мелочность человеческих трений, неспособность понимать друг друга, мелкие проступки, уходящие своими корнями в личность и к тому же эфемерные, амбиции и иллюзии — все должно уйти. Если работники будут практиковать отстраненность, зная, что Закон действует и замыслы Бога должны прийти к конечному завершению, если они научатся никогда не критиковать ни мыслью, ни словом, то спасение мира будет происходить быстро и будет возвещен Новый Век Любви и Просветленности.
«ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ» [04-0560]
Прежде всего будем помнить, что ни один стремящийся, каким бы искренним и преданным он ни был, не свободен от ошибок. Будь он свободен от них, он был бы адептом. Все стремящиеся все еще эгоистичны, все еще склонны к гневу и раздражительности, все еще подвержены депрессии, а иногда даже способны испытывать чувство ненависти. Подчас гнев и ненависть могут вспыхивать по так называемым праведным поводам. Несправедливость со стороны других, жестокость к человеческим существам и животным, ненависть и порочность своих собратьев вызывают у них соответствующие реакции, принося им большие страдания и замедляя их развитие. Всегда помните одно. Если стремящийся возбуждает в своем товарище ненависть, если он вызывает в нем гнев и встречается с неприязнью и антагонизмом, то это потому, что сам он не вполне безобиден; в нем еще сохраняются семена беспокойства, потому что по закону природы мы получаем то, что даем, и вызываем реакции, соответствующие нашей активности и физической, и эмоциональной, и ментальной.
Есть определенные типы людей, не подпадающие под эту категорию. Если человек достиг стадии высокого посвящения, то дело обстоит по-другому. Идеи-зародыши, которые он пытается сообщить, работа, которую он уполномочен совершить, пионерское начинание, которое он старается продвинуть, могут вызвать — и часто вызывают — со стороны тех, кто не воспринимает красоту его мотива и правоту провозглашаемой им истины, ненависть и ярость, которые доставляют ему много тревог и за которые он не несет личной ответственности. Этот антагонизм исходит от реакционеров и фанатиков расы, и следует помнить, что он совершенно не относится к его личности, даже если и сфокусирован на нем как на представителе идеи.
«ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ» [04-0483]
Настоящий ученик обладает видением. Он стремится тесно соприкасаться со своей душой, чтобы, не теряя контакта, постараться сделать это видение реальностью; он намеревается добиваться того, что с мирской точки зрения кажется невозможным, зная, что осознанное нужно воплотить, не думая о целесообразности и без излишней адаптации к взглядам мирских практичных советчиков. Общественное мнение, советы тех, чье поведение определяется скорее Рыбами, чем Водолеем, тщательно и взвешенно обдумываются, и если становится ясно, что совет является разделяющим, направлен на нарушение гармонии, не основан на братской любви и понимании, он моментально отвергается. Где налицо постоянное критическое отношение к другим работникам в поле мирового служения, где обращают внимание только на ошибки и проявления эгоизма, приписывают неправильные мотивы и ожидают зла, туда настоящий стремящийся не позволяет себя втянуть, продолжая спокойно следовать своим путем.
«ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ» [04-0630]
Болезни и проблемы как результат направленного группового мышления
Очевидно, что первые и наиболее значительные трудности возникают из-за группового критического настроя, как высказываемого на словах, так и долго накапливающегося внутри. Критика может иметь много причин, но, как правило, основана на зависти, неудовлетворённой амбициозности или гордыне индивидуального ума. Любой член любой группы, особенно из ближайшего окружения лидера или лидеров, всегда готов взять на себя роль судьи. Он не чувствует ответственности за это, ибо не представляет себе всей полноты проблем, а потому критикует не задумываясь. Хочу напомнить, что критика — это смертельный яд. И он в любом случае неизбежно поразит критикующего и, облечённый в слова, ещё сильнее — критикуемого. Если тот, кто подвергается нападкам, действует с чистыми мотивами, искренней любовью и большой степенью отстранённости, его тонкие тела, вероятно, будут защищены, но физических последствий не избежать, и посылаемый яд отложится там, где локализована физическая слабость или ограничение.
Очень опасна и критика, не высказываемая вслух, ибо имеет мощную фокусировку и четкую, хотя и не индивидуальную, направленность. Она струится постоянным и неослабным потоком, посылаемая завистью, амбициозностью, гордостью за собственное понимание предполагаемой ситуации и убежденностью критикующего в том, что он в состоянии правильно разобраться и — если бы ему дали возможность — сделать всё именно так, как нужно. Если же критика получает словесное выражение, то подкрепляется благодаря присоединению к ней тех, кто с ней соглашается, и образовавшаяся в результате направленная групповая мысль способна вызвать разрушение физического тела и гибель лидера или лидеров. Для кого-то это может быть новая мысль, которая должна предостеречь многих в группах Нового Века от негативных мыслей и таким образом спасти их лидеров от ужасного воздействия их критики.
Я говорю сейчас не о ненависти, хотя и она, сознательная или несознаваемая, нередко имеет место, но лишь о «роли судьи», о праздных критических пересудах, без которых не могут, кажется, обойтись рядовые члены групп. Эти пересуды подобны дыханию самой смерти и своим аккумулированным ядом и болью способны убить не только лидера, но и всю групповую жизнь, сведя на нет те усилия, которые, при дружном взаимодействии и достаточном времени, могли бы оказаться конструктивным подспорьем в работе Иерархии.
Со всех сторон и в любой группе льются на её лидера направленная критика, ядовитые мысли, искажение его идей, разрушительные досужие сплетни, обвинения в порочных мотивах, невысказанная зависть и ненависть, неудовлетворённые амбиции членов группы, их раздражение, несбывшиеся желания выделиться, получить признание лидера или лидеров или увидеть на месте нынешнего руководителя самого себя или кого-то ещё и множество других форм эгоизма и ментальной гордыни. И всё это сказывается на физическом, а часто и эмоциональном теле лидера или лидеров. Потому ответственность членов группы велика — ответственность, которую они редко признают или принимают. Им трудно предвидеть жестокие последствия, когда одно лицо является мишенью для групповой критики и когда направленная мысль многих фокусируется на одном или двух человеках.
Чем выше развитие руководителя группы, тем сильнее страдание и боль. Представители Первого Луча, от природы владеющие «техникой самоизоляции», страдают меньше других, так как способны отсекать и отклонять направленные силовые потоки и даже — если не являются глубоко духовными людьми — могут обратить их на их же создателей, испортив им жизнь. Представители Второго Луча не поступают, да и не могут так поступать. По самой природе своей это — «абсорбенты», магнетически притягивающие из окружения всё, что к ним тянется. Вот почему Христос поплатился жизнью. Он был убит не только Своими врагами, но и Своими так называемыми друзьями...
«ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ТОМ II» [15-0617]
Братское сослужение может начинаться, где оставлено взаимное осуждение. Обсуждение не есть осуждение. Могут быть братские действия, не понятные немедленно. Можно осведомиться о причинах, но нельзя по неведению произносить осуждение, которое подобно ножу острому. Братья настолько уважают друг друга, что не заподозрят недостойное действие со стороны брата. Они поймут любое положение и помыслят, как подать помощь. В таком сотрудничестве не будет ни малейшего принуждения.
Но взаимное понимание рождается не мгновенно: требуется известный срок, чтобы сгармонизировать центры. Потому в древности полагали известное время как испытание для вновь приходящих. Они могли в течение этого срока покинуть Братство без тяжких последствий. Срок мог быть от трех до семи лет, но потом предательство уже повлекло бы самые тяжкие последствия. Не нужно рассматривать их как жестокость, ибо убежавший во время грозы может быть убит молнией. Сама быстрота его бегства лишь усилит опасность.
Но не опасностью и не страхом, а радостью держится Братство. В гармонии растут надземные чувствования. Кто однажды испытал эти возносящие чувствования, тот уже знает Магнит Братства.
«БРАТСТВО» [13-0436]
Другим фактором, создающим групповое единство и синхронную точность в работе, является полная свобода Ашрама от всякого духа критицизма. Среди его состава отсутствует тенденция быть критичным и какой бы то ни было интерес к внешней, личностной жизни членов Ашрама, когда они находятся среди тех, кто функционирует в трех мирах. Критицизм, наблюдаемый среди людей, есть просто способ акцентирования низшего “я”; он вынуждает акцентировать материальные аспекты жизни личности. Членам Ашрама присуще ясное видение. Они знают способности и ограничения друг друга, а поэтому знают и то, в чем они могут дополнять друг друга, совместно создавая и представляя собой совершенную команду, выполняющую мировое служение <..>
Если бы вы устранили критицизм, сущностное единство укрепилось бы. Одной из причин моей полной откровенности и так называемого разоблачения вашей индивидуальной слабости и ограниченности перед группой была тренировка вас в свете чистого восприятия, знания причины и ясного видения конечных целей. Там, где есть истинное восприятие, критицизм автоматически устраняется. Современные группы (а группы составляют большую часть каждой области мышления и активности) обычно составлены из людей, объединенных некоторой базовой идеей, с которой все они согласны. Они пытаются выразить ее через посредство своих противоречивых личностей, разрабатывая и применяя методы, которые они полагают существенными для успеха. Чаще всего это происходит при подчинении какому-то лидеру или личности более мощной ментальности, чем у большинства. Поэтому имеется мало истинного единства, а то, что демонстрируется, часто основано на уловках хороших манер.
[06-0105]
Еще один урок, на самом деле вырастающий из предыдущих, это избегание духа критицизма, так как критицизм приводит к появлению барьеров и потере времени. Учитесь отделять дух критицизма от способности анализировать и практически применять этот анализ. Учитесь анализировать жизнь, обстоятельства и людей с точки зрения работы, а не с вашей личностной точки зрения. Проводите анализ с позиции Ашрама, а не администратора или школьного учителя на физическом плане.
«УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ Т.II» [06-0705]
Воля-к-любви означает любовь большего Целого и способность делать то, что необходимо для блага группы, правильным образом и с должным мастерством в действии. Она включает способность действовать твердо там, где это нужно, поскольку ученик дальновиден и не вводится в заблуждение ближайшей перспективой, работая для будущего и подготавливая его. Другими словами, она — любящее намерение воспламенить весь мир новой идеей “духа взаимоотношений”, начиная с самого ученика, с его семьи и с его ближайшей группы, то есть непосредственного окружения. Это воля-к-огню. Было бы очень полезно глубоко поразмыслить над этими идеями. Чтобы осуществлять и эффективно проводить данную огненную стимуляцию, ученик должен применить огонь в отношении самого себя и в возникающем вслед за этим пламени увидеть себя таким, каков он есть на самом деле. Огонь материального аспекта (огонь личности) все еще является слишком доминирующим и могущественным в жизни стремящихся. Он делает их все еще способными причинять вред. Хотел бы напомнить вам, что огонь ментального плана (то есть ума) есть отражение (и искаженное отражение) огня духа. Некоторые ученики используют только огонь ума; в своих наивысших и наилучших моментах они пытаются использовать огонь любви, чтобы обуздать огни критического ума, но даже в самом лучшем случае это не спонтанное излияние любви, а старательное усилие быть хорошим, удерживаться (путем жесткой самодисциплины) от выражения критических мыслей своего ума или действовать, основываясь на мнениях, которые они сформировали, используя огонь ума. Этот огонь всегда направляется на собрата, и усилие отказаться от его использования неизбежно создает разрыв или барьер. Среди большинства стремящихся нет истинной любви в действии, а есть лишь большое личностное усилие быть некритичным. Они сосредоточены на бесспорно признаваемой ими необходимости быть некритичными, поскольку быть таковыми правильно и достижение такого состояния влечет за собой награду; однако они не сосредоточены на том, какое воздействие оказывается на других, когда не сдерживается огонь ума с его разрушающими, сжигающими и повреждающими последствиями.
Поэтому Учителя озабочены “сожжением ученика в огне воли-к-любви так, чтобы он мог освободиться, а барьеры, препятствующие притоку аватарической силы, могли быть ликвидированы”. Почему это так важно? Потому что именно ученики в мире, а не массы людей, препятствуют Приходу Аватара и делают безрезультатным Его намерение.
[05-0720]
Второе правило управляет телепатическими связями и состоит в том, что все ученики должны тщательно избегать всевозможных “кризисов критицизма”, если хотят установить необходимый ритм. В любой группе учеников есть те, кто не ставит “главное на первое место”; они считают, что есть множество дел и людей, которые для них важнее их долга и духовной ответственности; это естественно дает их товарищам-ученикам справедливое основание (видимо справедливое) для критики. Бывают случаи, когда критика, безусловно, есть просто констатация факта. Это означает, что критикующий ученик достиг той точки, где его суждение в такой степени основывается на любви, что не имеет личностного воздействия в его собственной жизни или в жизни его товарища-ученика. Оно есть просто любящее признание наличия ограничения, и становится неправильным лишь тогда, когда эти несомненные факты используются, чтобы необоснованно возбуждать критицизм и давать повод для обсуждения. Ученик, или стремящийся, который делает вопиющие ошибки и которому не удается осуществить необходимые изменения, сам создает барьер, который он должен будет со временем уничтожить путем устранения любых причин для критики. Такие барьеры препятствуют свободному телепатическому сообщению.
«УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ Т.I» [05-0725]
Урусвати знает, насколько губителен червь недовольства; от него увядание, усыхание и умирание. Неразумные скажут: «Как же осуждать недовольство, когда заповедана неудовлетворенность?» Отвечайте: «Неужели не умеете распознавать различие между недовольством и жаждою усовершенствования? Радость рождается от стремления к совершенствованию и скорбь от жалкого недовольства».
Многие погибали в пучине мучительного недовольства. Они пресекали свой путь земной и надземный. Деятель радуется тому, что он человек. Эта человечность учит его, что в любом состоянии он может приобщиться к великому движению. Он действует мысленно и уже тем может продвигаться на пути. Каждый самоотверженный путь не дает места недовольству. Каждая светлая неудовлетворенность уже будет некоторой победой.
Пусть каждый сознает, что надземный путь не может быть путем недовольства. Тернии превращаются в розы, когда путник полюбил прекрасную даль.
«ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ТОМ I» [14-0792]
Настоящий наставник должен быть правдивым и искренним со всеми ищущими. Его время (постольку, поскольку фактор времени ещё держит его на физическом плане) слишком дорого, чтобы расточать его на светскую вежливость или воздерживаться от критических замечаний, которые могли бы послужить благой цели. Он должен полностью полагаться на искренность тех, кого наставляет. Однако критицизм и указывание недостатков и ошибок не всегда полезны; они могут лишь усилить ответственность, вызвать антагонизм или недоверие, а то и подтолкнуть к депрессии — вот три самых нежелательных результата критики.
Стимулируя интерес, создавая субъективный синтез в группе, которую он наставляет, и разжигая пламя духовного устремления, он может привести группу к правильному различению своих совокупных качеств и потребностей, что и сделает обычный для наставника поиск недостатков ненужным.
«ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОМ ВЕКЕ» [12-0013]
Позиция невмешательства и отказ критиковать никоим образом не препятствует служению друг другу или конструктивным групповым отношениям. Она не отрицает выражение любви или удачное групповое сотрудничество. Во всех групповых отношениях всегда есть широкие возможности для практики безличности. В каждой группе обычно есть человек (возможно, таких несколько), который представляет собой проблему — как для себя, так и для собратьев по группе. Допустим, вы знаете, кто из ваших коллег по служению является испытанием для своих собратьев. Допустим, вы в состоянии ясно видеть, что именно является групповой слабостью и кто удерживает группу от более возвышенной деятельности. Это хорошо и на благо при том условии, что вы продолжаете любить, служить и воздерживаться от критики. Неверная же позиция заключается в том, чтобы упорно стремиться исправить вашего брата, упрекать его или пытаться навязывать ему вашу волю или точку зрения, хотя всегда вполне законно высказывать идеи и давать предложения. Группы учеников — это группы свободных и независимых душ, жертвующих своими личными интересами ради служения и добивающихся того внутреннего соединения, которое будет сплавлять группу в инструмент служения Человечеству и Иерархии. Продолжайте заниматься вашей собственной дисциплиной души и оставьте ваших собратьев заниматься своей.
«УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ Т.I» [05-0048]
Склонность к критике, сильной неприязни и ненависти, коренящимся в критицизме или комплексе превосходства, очень способствуют повышению кислотности, от которой страдают большинство людей. Столь многие испытывают комплекс неполноценности по отношению к себе, но чувствуют свое превосходство там, где затронуты их отношения с другими! Желудочные проблемы тесно связаны с аспектом желания физического тела, когда человек потакает всем своим пищевым желаниям, что приводит к приступам разлития желчи, которое встречается очень часто.
Я привожу эти примеры для того, чтобы показать действие преобладающих сегодня неправильных установок по отношению к жизни и к людям. Эти склонности характерны для нынешнего уровня развития рода человеческого и являются причиной перечисленных состояний.
Болезни, являющиеся следствием критицизма, ненависти и склонности судить друг друга (обыкновенно недоброжелательно), прокладывают себе путь от горлового центра к солнечному сплетению. Этой взаимосвязи между центрами никогда не уделялось должного внимания. Центры эфирного тела пропускают через себя различные виды энергии, передавая при этом большое количество нежелательной энергии, перетекающей из центров, расположенных под диафрагмой, в центры, находящиеся над ней.
«ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО» [17-0038]
Дух критицизма. Порождает больше состояний наваждения, чем любой другой фактор; и кто здесь скажет, что он неуязвим? Когда непричинение вреда и доброжелательность мысли и слова применяются на практике и автоматически становятся частью повседневного выражения жизни ученика, тогда наваждение приходит к концу. Мой брат, один этот фактор впускает в жизнь ученика — и в вашу, в частности — наваждения больше, чем вы можете осознавать. Следовательно, вам часто не удается видеть людей такими, какими они в действительности являются, поскольку вы смотрите на них через иллюзию, порожденную критикой в отношении их. То, что озвучивается в словах, становится мыслеформой, присоединенной к вызвавшему ее агенту, и тогда этот человек видится исключительно через вуаль данного наваждения. Из этого, опять же, следует, что слабости, которых ищут, всегда находятся, а реальное “я” оказывается скрытым от ваших глаз. Можете проверить точность этого утверждения за пару дней, тщательно записывая все темы своих разговоров в повседневном кругу. Что вы обсуждаете — реальность или временную неудачу в божественном выражении? Является ли ваша реакция на людей доброжелательной в целом, или же критической? Склонны ли вы видеть хорошее и игнорировать слабости и ошибки? Наличествует ли у вас острый интерес в отношении какого-либо неправильного действия или заблуждения, или же вы храните свое знание недостатков людей в тайне своего сердца, любя брата еще больше именно из-за его недостатков и отказываясь хвалить или критиковать его даже про себя? Я рекомендую эти вопросы вашему рассмотрению, а также всем в моей группе учеников. Здесь перед вами — столь многими из вас — находится обычная точка входа для наваждения, и пока она не запечатана, вы не будете свободны от личного наваждения.
«УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ Т.I» [05-0512]
На внешнем плане из-за действия в наш век и время обособляющего ума полное согласие относительно деталей, методов и понимания принципов невозможно. Но внутренние отношения и сотрудничество необходимо устанавливать и развивать, несмотря на внешние расхождения во мнениях. Если внутренняя связь поддерживается любовью и если ученики отказываются от притязаний на авторитет друг перед другом и ответственности за действия друг друга и в то же время стоят плечом к плечу, делая Единое Дело, тогда различия, расхождения и разногласия между ними автоматически преодолеваются. Ученикам в настоящее время важно следовать трём правилам.
Первое, старайтесь не допускать никаких трещин в ваших внутренних отношениях. Целостность внутреннего коллектива служителей должна оставаться нерушимой.
Второе, исполняйте собственный долг и задачу, несите собственную ответственность и предоставьте своим товарищам-ученикам делать то же, не подвергая их ударам ваших мыслей и критики. Существует множество способов и средств, и взгляды разнятся от личности к личности. Но принцип работы в том, чтобы любить всех и служить человечеству, питая в то же время более глубокую внутреннюю любовь к тем, с кем вам суждено работать. Каждая душа укрепляется на пути света благодаря своему служению, благодаря приобретаемому опыту, совершаемым ошибкам и получаемым урокам. Всё это, естественно, должно быть личным и индивидуальным. Но сама работа одна. Путь один. Любовь одна. Цель одна. Они-то и имеют значение.
Третье, в работе всегда мыслите, исходя из двух первых правил, честно исполняемых. Ваши точка зрения и сознание принадлежат вам и потому для вас правильны. Но то, что так ясно и так важно для вас, не обязательно имеет такую же ценность или значимость для ваших братьев. Важный для вас принцип другой ум, более сильный по сравнению с вашим, и более продвинутый ученик могут видеть как аспект большего принципа, как интерпретацию принципа, уместную и правильную в одно время, но в другое время и другим умом могущую быть истолкованной иначе. С позиций Закона Жертвы эти три правила можно интерпретировать так:
1. Откажитесь, принесите в жертву свою извечную тенденцию критиковать и исправлять работу других и этим поддержите внутреннюю целостность группы. Критицизм спутал больше планов служения и задержал больше работников, чем любой другой фактор.
2. Откажитесь, пожертвуйте чувством ответственности за действия других, особенно учеников. Старайтесь, чтобы ваша собственная активность отвечала их активности, и в радости борьбы на пути служения исчезнут различия и будет достигнуто общее благо.
3. Отбросьте гордыню ума, считающего свой путь и свои интерпретации правильными и истинными, а путь и интерпретации других — неправильными и ошибочными. Это путь обособления. Следуйте по пути интеграции, который является путём души, а не ума.
Это суровые правила, но ими руководствуются Наставники на внутренней стороне в Своих действиях и мыслях, работая друг с другом и с учениками. В силу естественных причин внутренняя целостность — неопровержимый факт для Них. Для ученика это не так. Но для внутренних Наставников внешние разногласия невозможны. Они предоставляют друг другу полную свободу в служении Плану. Они учат Своих учеников (независимо от их степени) свободно служить Плану, ибо свобода, ощущение радости и сила общей внутренней любви лучшее всего способствуют делу. Искренность — вот чего хотят Они. Готовность пожертвовать меньшим в ожидании большего — вот чего Они ищут. Спонтанный отказ от долго поддерживавшихся идеалов перед лицом идеала более великого и значимого, — вот Их ориентир. Принесение в жертву гордыни и личности при осознании грандиозности работы и неотложности действия объединяет Их в сотрудничестве.
«ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ТОМ II» [15-0107]
Непростое дело объяснить группе людей, которые все еще поляризованы в своих личностях, что их внимание все время приковано именно к личностному аспекту собратьев. Я подчеркиваю это. Устремляющиеся ученики гораздо больше сознают неудачи и личностные особенности других, нежели более продвинутые ученики в Ашраме. Продвинутый ученик может быть — и это так и есть — хорошо осведомлен о неудачах, ошибках и нежелательных качествах тех, с кем он связан, но его критический ум не является определяющим фактором, каковым он является у большинства менее развитых. Продвинутый ученик гораздо в большей степени обусловлен стремлением, усилием и твердым намерением, нежели личностной точкой зрения. Он определяет степень контроля души над низшим “я” в основном с точки зрения стабильности этого контроля, поэтому его подход к стремящемуся базируется именно на таком распознавании, а не на каком-либо анализе недостаточности развития стремящегося. Этот момент существенно важен, поскольку именно таким подходом руководствуются Учителя, когда Они набирают и тренируют группу для посвящения. Учитель занят не временными неудачами, а контролем души и намерением, а также привычностью отклика стремящегося на энергию души, когда эта энергия применяется. Имея в распоряжении стабильный контроль души, внимающую послушную личность, последовательное и терпеливое усилие в обоих направлениях — души и личности (и это пример призыва и отклика) — Учитель может начать тренировать группу.
С точки зрения физического плана данный процесс неизбежно медленный, но на внутренних планах — где временной фактор не является управляющим — это не имеет ни малейшего значения. Учитель мыслит в терминах циклов, а не в терминах индивидуальной жизни. Поскольку вы пока не можете так делать (разве что теоретически), это недоступно вашему пониманию. Например, опыт, неудачи и достижения учеников в моем Ашраме видятся мною в терминах циклов в одну тысячу лет. То, что вы делали в этой жизни — кроме того, что имеет исключительно важное значение — скорее всего мне совершенно неизвестно; если я сочту необходимым узнать детали, то могу это сделать, и я делаю так в тех случаях, когда результаты какой-либо деятельности откликаются в моем Ашраме или сказываются на большой части учеников.
Позвольте мне изложить это следующим образом: мелочная эгоистичность, глупое мелкое тщеславие и раздражительность, которые досаждают вам, недобрые слова, которые вы можете говорить о других или другим, а также сдерживание любви или же факт неправильного акцента в вашей повседневной жизни — не отмечаются мной или любым другим Учителем. Это дело вашей души; следствия всего этого воздействуют на вашу семью, друга или общественную группу и не являются Нашим делом. Тем не менее, вы отмечаете все эти вещи в других; они воздействуют на ваши суждения, вызывая симпатию или неприязнь, похвалу или обвинение, неизбежно возводя вас — как индивидуума — в положение судьи. Ни один Учитель не занимает такой позиции. Когда Христос сказал: “Не судите и не судимы будете”, Он указал на состояние ума, в котором понимание контролирует ситуацию до такой степени, что стремящийся больше не восхваляет и не обвиняет; в силу такого общего отношения к людям в рамках своего ментального подхода, он волен стать полноправным членом Ашрама.
«УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ Т.II» [06-0334]
http://trita.net/books-alice-bailey/table
Комментариев нет:
Отправить комментарий